Назначение коробки передач – изменение крутящего момента, скорости и направления движения транспортного средства, а также разъединение двигателя и трансмиссии. Существует несколько видов таких приспособлений. Каждый из них имеет свой принцип работы. От типа используемой КПП зависит специфика работы трансмиссии.
Наиболее распространены ступенчатые модели. Крутящий момент в них изменяется по ступенчатой схеме. По этому принципу работают механические и роботизированные КПП.
Ступенчатые трансмисии соответствуют требованиям большинства водителей, но имеют конструктивный недостаток – фиксированные передаточные числа не всегда соответствуют переменчивым окружающим условиям. Даже если авто движется прямолинейно и по ровной дороге, двигателю приходится преодолевать интенсивную нагрузку, что приводит к проблемам с передачами (они то более высокие, то более низкие, чем нужно). Для повышения точности переключения в коробку добавляются дополнительные ступени, но бесконечно наращивать их количество невозможно.
Этого недостатка лишены вариаторы – бесступенчатые трансмиссии. Они работают по механическому принципу, что минимизирует потери. Вариатор дает возможность плавно менять передаточное число, выбирая то, что максимально полно соответствует внешним показателям и специфике работы двигателя. Конструкция обеспечивает правильные показатели разгона авто. Есть и проблемы. Например, вариатор не всегда может обеспечить нужные показатели крутящего момента. Большинство коробок такого типа пока не дотягивает до ступенчатых по устойчивости к износу.
Также существуют комбинированные модели, которые сочетают преимущества ступенчатых и бесступенчатых трансмиссий. По комбинированному принципу работают автоматические коробки (АКПП или просто «автоматы»). В основе такой разновидности – обычная «механика», функциональность которой расширяется благодаря гидротрансформатору. В современных моделях имеется большое количество ступеней (вплоть до восьми).
Некоторые производители оснащают «автоматы» системой имитации ручного переключения («Стептроник», «Типтроник»). Сейчас автоматическими называют не только гидротрансформаторные модели, но и «роботов», а также вариаторы. Причина – в электронном управлении.
Интересная разновидность АКПП – адаптивная коробка. Она подстраивает условия управления под манеру езды водителя. Датчики учитывают следующие факторы:
Например, такая коробка может переключиться в «спортивный» режим, если водитель часто использует максимальное ускорение.
Для адаптации под манеру езды нужно некоторое время. Есть и недостаток. Если вы часто движетесь в затрудненных условиях (например, в пробках), коробка будет переключаться в соответствующий режим, что негативно повлияет на разгон.